Аюрведа - краткое содержание, история

05/14/2019

Четыре Веды

Ригведу начали составлять ещё до периода, который в истории человечества определяется как древний мир с Тутанхамоном, Рамзесом и Ахиллом из Трои, и завершили во времена Будды, а это тоже ещё всего лишь пятый век ДО нашей эры. При том, что устно Веды начали передавать из уст в уста еще раньше, 7000 лет назад. Само слово «Веда»- санскритское и означает – знание, мудрость, корень vid-знать. Схоже с русским ведать, то есть «знать».

Существует четыре Веды, которые составлялись на протяжении тысячелетия:

  • Риг- веда составлена в 1700 – 1100 гг. до н.э.
  • Сама-веда составлена в 1300-1000 гг. до н.э.
  • Яджур и Атхарва Веды – примерно в одинаковое время 1000 г. до н.э. Это конец бронзового века и только начало железного века.

Риг-веда – это веда гимнов, преимущественно религиозных; Сама-веда (Саман –наука о мелодиях) – это веда песнопений. Яджур – веда об архитектуре; Атхарваведа -это первый индийский текст, связанный с медициной, и Аюрведа является частью Атхарва –вед.

Индуисты считают веды санатан (вечными) и апаурушея (богооткровенные, не созданные человеком) и записаны они в форме Самхит (самхита- собранный вместе)- сборника мантр. И к каждой Самхите примыкали по сборнику комментариев.

  • Так, к Риг-веде прилагалась Дханур веда – знание боевого искусства.
  • Сама-веде –Гандхарва – веда – знание о музыке и священных танцах
  • Яджур веде – Стхапатья веда – знание о законах архитектуры, в которой описаны храмы, но поскольку сейчас эта веда не сохранилась, есть упоминания о ней в других источниках, в Васту-шастре о Стхапатья веде, в других книгах -о Дханурведе. Астра-шастра (книга о пользе), написанная Чанакьей, известным еще под именами Каутилья, Вишнугупта и Вастьяяна, примыкает к Атхарва – веде.

Аюрведа- это собственно такой же сборник комментариев и к Атхарваведам и к Ригведе, в которой также много упоминаний об аюрведе. Такие комментарии назывались упаведы. Помимо упавед существовали браманы – это книги, в которых излагались ритуалы, араньяки – производные от браманов, ими пользовались отшельники, жившие в лесу, отсюда и название (аранья – лес) и упанишады (санскрит. - упа-около; ни-внизу и шад- сидеть, т.е. буквально «сидение ученика около учителя), считалось, что в них самое сокровенное знание, которое содержится в Ведах, и передавалось оно устно, от учителя ученику.

Полное же собрание упанишад называется Веданта (окончание Вед)- окончательное знание или вывод Вед. Дальше в мудрости идти нельзя.

Существует две традиции Аюрведы: небесная и земная. Небесная основана на том, что все знания – боготворенные, авторами знаний являются боги, не люди. Так, по небесной традиции, Бог Брахма при медитации получил знание, исходившее от Бога Вишну, в котором помимо того, как сотворить Землю было и знание Аюрведы. Брахма передал эти знания своему сыну Дакше, Дакша передал их близнецам Ашвинам (конники), которые ездили в золотых колесницах, запряженных конями, орлами или соколами. Это были боги, наделенные силой исцеления больных и возвращения молодости старым. Близнецы передали эти знания – Индре. Индра – это высший бог, который стал править после Варуны. Так вот, Индра – тоже бог, похож по описаниям на Зевса, потому, что бог грозы и дождя и так же является громовержцем и иногда совершает поступки, за которые потом несет наказание. У Бога Индры в руках ваджра (молния, поза есть в йоге- ваджрасана, поза удара молнии) и он считается покровителем варны кшатриев- воинов. После своей схемы исторических вех, я охотно верю в небесную традицию. Мы в школе больше изучали древних греков и как-то спокойно относимся к мифам о Зевсе, Гермесе, Медузе Горгоне и т.д. А по времени передача Вед где-то в это время и происходила, и, если там Прометей украл у богов огня для людей, почему бы не поверить в добровольную передачу знаний, опять же для блага людей.

От Индры знания были переданы семи мудрецам (по их именам названы звезды созведия Большой Медведицы). Их называли еще риши (провидец). Великие риши получили эти знания и устно передавали эти знания. И здесь начинается земная традиция. Индра передал знания одному из этих мудрецов- Бхарадваджу. Он изложил переданное ему Индрой Атрее Пунарвасу, а тот своим шести ученикам, записавшими науку жизни в виде шести трактатов. Одного из учеников звали Агнивеша, он написал книгу и назвал Агнивеша Тантра. Потом эту книгу переиздал мудрец Чарака и в его интерпретации эта книга

называется «Чарака Самхита» (написана в примерно 150 г н.э). Третья книга изначально называлась Вагбхата Самхита. В 100-200 гг. н.э. Вридха Вагбхата записал «Аштанга Санграху». Внук его Шудха Вагбхата написал на основе его книги «Аштанга Хридайю» (в 400г. н.э.). Эти три книги составляют Большую троицу (Брихат Трайю) первоисточников.

Малую Троицу (Лагху Трайю) составляют также три трактата. Первый – это Мадхава Нидана или просто Нидана, написан Мадхаваром в 17 веке. В этом трактате описано как проводить диагностику и распознавать патологии. Вторая книга из малой троицы называется Шарангадхара Самхита по имени автора Шарангадхары, записавшего этот трактат в 13-14 веке. Шарангадхару Самхита ценят за перечисления и описания многочисленных фармакологических формулировок, используемых в панчакарме. В этом трактате впервые описывается пульсовая диагностика. Предмет – кайя –чикитса (огонь пищеварения). К этому трактату был написан комментарий Вопадевой, который был также автором Шаташлоки, где в 100 стихах описал приготовление порошков, пилюль.

Завершает троицу Бхавапракаша по имени автора Бхава Мишры, который скомпилировал в этом трактате все знания о происхождении индийской медицины, космологии, анатомии, эмбриологии, физиологии, педиатрии, терапии растений, омолаживающим средствам и эликсирам, продлевающим жизнь. Он расшифровал многие из неясных представлений древних авторов и был первым, кто упомянул лекарства, известные в других странах.

Поскольку знания, изложенные в Ведах, являются истинными, а святые мудрецы, записавшие все эти Веды, жили за тысячи лет до нашей эры, то считается, что все они всё же получили знания от Индры и в то же время они стали зачинателями земной традиции.


Как любая наука, Аюрведа имеет свои отрасли, которые затрагивают все области применения. Всего насчитывают восемь отраслей:

  • Кайа – чикитса (Кайа – огонь пищеварения). По Аюрведе, все болезни вызываются ослаблением огня пищеварения. Этот труд описывает методы восстановления функций пищеварения.
  • Балрога (бала- ребенок, в санскрите и в казахском языке) — все от зачатия до рождения ребенка и болезнях новорожденных, включая уход за младенцем и матерью в постродовой период. Другое название Каумара-бхритйа. Все те же методы, как и в Кайе-чикитсе, разница в дозировке.
  • Граха (планета)- эта отрасль основана на астрологии и влиянии небесных тел на организм человека, кроме того, включает болезни, вызванные духами, привидениями. Связь такая\. Что вселенная в уменьшенном масштабе присутствует в организме. А натальная карта при рождении может объяснить происхождение различных проблем со здоровьем и что лечение необходимо проводить с учетом гороскопа человека. Другое название Бхута- чикитса.
  • Урдхванга чикитса – отрасль аюрведы, занимающаяся лечением болезней, расположенных выше шеи: глаза, нос, рот, уши. Другое название Шалакйа-чикитса (шалака –маленький) означает, что для этих органов инструменты должны быть маленькими. То есть даны описаны как терапевтического, так и хирургического лечения этих органов.
  • Шалйа- чикитса – хирургия. Состоит из двух разделов: внешняя шалья – удаление инородных предметов предметов и внутренняя шалья – удаление причиняющих боль частей тела, аппендикс к примеру. Включает в себя лечение с помощью хирургических инструментов -астр или шастр и едких веществ – кшар.
  • Данштра- чикитса (яд). Другое название Виша-чикитса. Что называется, всё о ядах, но также об ядовитых укусах змей, скорпионов и вообще укусах, например, собак.
  • Джара (старость). Другое название Расайана – чикитса (омоложение). Для омоложения необходимы два условия- жить у реки, в особом доме, чтобы рядом не было женщин (! как быть если сама женщина?) с утреца есть Чйаванпраш, а вечером только рис с молоком. При этом, надо чтобы всегда был рядом хороший доктор и длилось это райское житиё не менее девяти месяцев, а лучше полтора года.
  • Вриша –чикитса (бесплодие) – занимается лечением бесплодия у женщин и мужчин. Другое название – Важджикарана – чикитса.

Есть родственные, точнее смежные науки - это прежде всего йога и натуропатия. О йоге можно говорить много, но лучше всего делать. Так говорили, оба ученика великого Кришнамачарьи и Паттабхи Джойс и Айенгар. Просто жить в йоге- начинать утро с Сурья Намаскар и заканчивать день Чандрой Намаскар. Просто делать асаны.

Недавнее